ОБОЗНАЧЕНИЕ ТОНАЛЬНОСТЕЙПри обозначении тональностей используют те же буквенные обозначения звуков, что и для обозначения аккордов. А индекс идет в случае мажора – dur, минора – moll. Пример: E dur – Ми мажор, F moll – Фа минор и т.п. ОСОБЕННОСТИ НАЗВАНИЯ ТОНАЛЬНОСТЕЙВы не задумывались, почему некоторые тональности идут в названии с диезом, а некоторые с бемолем? Мне раньше, как новичку, казалось, что, к примеру, тональность До диез мажор и Ре бемоль мажор это одно и то же. С точки зрения названия тоники вроде ничего противоречащего, но на самом деле не по всякому можно называть тональности. Объясню почему. Это связано с системой именования звуков и системой записи музыки. Как вы помните, свои неповторимые названия имеют лишь семь звуков из двенадцати. Остальные пять звуков имеют производные названия, образованные от основных звуков. В нотной системе записи музыки существуют только 7 (семь) посадочных мест для звуков (в пределах октавы). По умолчанию, без применения знаков альтерации (диезов и бемолей), это звуки До Ре Ми Фа Соль Ля и Си. Применение знаков альтерации позволяет нам сдвигать некоторые звуки на полтона вверх или вниз, образуя тем самым производные звуки. Но посадочных мест все равно остается семь. Это можно сравнить с полифонией на синтезаторе. Клавиш (к примеру) на нем 61, а одновременно могут звучать только 16 звуков. Так и здесь одновременно могут использоваться только семь звуков из двенадцати. Для удобства образования тональности применяют определенный набор знаков альтерации (или диезов или бемолей). К чему я развел всю эту неудобоваримую кашу? А вот к чему. Возьмем в виде примера тональность Ab dur (Ля бемоль мажор). По формуле мажорной тональности с применением бемолей мы получаем набор звуков Ab – Hb – C – Db – Eb – F – G. Как видите все в порядке. Каждый из семи звуков имеет свое посадочное место, тональность образована выставлением ключевых знаков альтерации. А теперь взгляните, что получилось бы, если бы мы назвали данную тональность не Ab dur, а G# dur. На первый взгляд ничего страшного, ведь звуки Ab и G# это одно и то же. Но теперь давайте постоим набор звуков с применением диезов. Мы получим вот такой вот набор: G# - A# - H# - C# - D# - E# - G. Ух ты, это еще хорошо что я использовал звук H# вместо C, и звук E# вместо F. Однако обратите внимание на первый и седьмой звуки этого набора. Заметили? Используется одно и то же посадочное место – звука соль. Они дерутся за одно и то же место, когда посадочное место звука F вообще пустует и не используется. Поставим в звуке Соль знак диез, и у нас не окажется звука Соль, а не поставим, не будет Соль диеза. Какой из этого выход? А простой – использовать названия тональностей с теми знаками альтерации, которые не конфликтуют. Для этого придется запомнить названия тональностей. Вот такая вот симпатичная табличка, сгруппированная по параллельным тональностям: Названия параллельных тональностей и их ключевые знаки альтерациикол-во знаков альтер. | мажорные | Знаки | минорные | 0 | До мажор | | Ля минор | 1 # | Соль мажор | | Ми минор | 2 # | Ре мажор | | Си минор | 3 # | Ля мажор | | Фа диез минор | 4 # | Ми мажор | | До диез минор | 5 # | Си мажор | | Соль диез минор | 6 # | Фа диез мажор | | Ре диез минор | 7 # | До диез мажор | | Ля диез минор | 7 b | До бемоль мажор | | Ля бемоль минор | 6 b | Соль бемоль мажор | | Ми бемоль минор | 5 b | Ре бемоль мажор | | Си бемоль минор | 4 b | Ля бемоль мажор | | Фа минор | 3 b | Ми бемоль мажор | | До минор | 2 b | Си бемоль мажор | | Соль минор | 1 b | Фа мажор | | Ре минор
| |