ТОНАЛЬНОСТИСтараясь объяснить как можно проще, скажу, что тональность это, как и аккорд, – набор звуков, но не просто набор, а определенный набор. Тональности могут быть 5-ти, 6-ти, 7-и и восьмизвучными. Как и аккорды, тональности имеют свое собственное строение. Вокруг правильного употребления терминов крутятся множественные споры. Поясню. В данной главе я использую термин «тональность» немного в другом его значении. Определение слова «тональность» звучит следующим образом: Тональность – высота лада (звуковысотность лада). А что такое лад? Лад – это организация музыкальных звуков вокруг опорного звука, который называется тоникой. Простыми словами ЛАД – это структура из определенного числа звуков, трафарет, который мы будем накладывать на натуральный звукоряд из двенадцати звуков. То есть, в данном случае под словом тональность я подразумеваю какой-либо лад имеющий определенную высоту (когда мы знаем, какие звуки содержатся в данной тональности). Наиболее распространены семизвучные тональности. Из них самые-самые распространенные Мажор и Минор. Оба эти вида имеют свои разновидности, различаемые по названию и строению. По классике строение тональности показывают в виде последовательности тонов и полутонов вроде: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон (формула натурального мажора). Я же, не перебивая свою традицию обозначения, и к тональностям применю метод нумерации звуков, как и в случае с аккордами. Итак: Мажор: 1-3-5-6-8-10-12 Минор: 1-3-4-6-8-9-11 Имеются по три разновидности мажора и минора: 1) натуральный мажор/минор, 2) мелодический мажор/минор, 3) гармонический мажор/минор Стоит упомянуть, что звуки тональности называют ее ступенями и обозначаются римскими цифрами от I до IIX ступени (от тоники до следующей тоники (через октаву)). Начнем с редко встречающегося и малоиспользуемого Гармонического мажора. Он отличается от натурального мажора понижением шестой ступени гаммы (VI ступень). То есть его формула будет выглядеть так: 1-3-5-6-8-9-12. Не менее редко встречающийся Мелодический мажор имеет пониженные VI и VII Ступени, что приводит нас к такой вот формуле мелодического мажора: 1-3-5-6-8-9-11. Натуральный мажорный лад: 1-3-5-6-8-10-12. Теперь приступим к разновидностям минора: Натуральный минорный лад имеет строение 1-3-4-6-8-9-11. Гармонический минор от него отличается VII повышенной ступенью, то есть вот такая формула получается: 1-3-4-6-8-19-12. А в Мелодическом миноре повышаются сразу VI и VII ступени, но только есть одно НО! Эти ступени повышаются только при восходящем движении, то есть только тогда, когда мелодия идет от нижних звуков к верхним. В обратном же движении мелодический минор ничем не отличается от натурального минора. Применяя тот же метод, что и при построении аккордов, мы можем выяснить, какие звуки входят в нужные нам тональности. Здесь для очень ленивых я привожу таблицы содержания звуков в натуральных мажорных и минорных тональностях. Для экономии места на странице те звуки, которые должны идти дальше, я переношу по кругу в начало таблицы. Кстати, обратите внимание, что тональности C dur (До мажор) и A moll имеют набор одних и тех же звуков, только первая начинается со звука До, а вторая со звука Ля. Такое явление в музыке получило название параллельности тональностей. То есть пара тональностей (мажорная и минорная), имеющие одинаковый набор звуков, называются параллельными. Так что в данной таблице параллельные тональности сгруппированы в пары, так как не имеет смысла рисовать два раза один и тот же набор звуков. А вот табличка, в которой звуки выстроены по ступеням от I до VII. IIX ступень в этом случае является I-й: |